Высшие психические функции (ВПФ) — это специфические психические функции человека: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Процесс развития ВПФ у ребёнка идёт постепенно. В период от 0 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека.
У каждого ребёнка процесс развития высших психических функций сугубо индивидуален. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.
В случае недостаточной сформированности тех или иных психических процессов, ребёнок может испытывать трудности, как в социальной, так и образовательной среде. Не у всех детей перед поступлением в школу достаточно развиты мозговые структуры, необходимые для успешного обучения.
Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте, задолго до прихода ребёнка в школу. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей.
Мозг ребёнка пластичен. Недостаточно сформированные психические процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление и др.) до периода школьного обучения (до 7 лет) можно развить с помощью занятий с психологом, дефектологом, логопедом, а после поступления в школу — скорректировать.
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.
Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств. Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.
Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг.
Словесно-логическое мышление. В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств.
Важнейшими предпосылками успешного обучения является высокий уровень развития как речевых, так и неречевых форм психической деятельности. Недоразвитие неречевых психических функций препятствует успешности обучения, эффективности школьной адаптации, формированию учебной мотивации, часто вызывают вторичные психические наслоения, трудности в поведении, отклонения в формировании личности обучающегося.
Одной из причин неуспеваемости школьников является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ) у детей, поступающих в 1-й класс. Смена ведущей деятельности требует усидчивости, терпения, сосредоточенности и внимания на протяжении всего урока.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение). Л. С. Выготский называл данный возраст сензитивным периодом для развития понятийного мышления.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Упражнения для развития ВПФ
Добрый день, нужна помощь в заполнении карты на аттестацию, учитель - дефектолог в ДОУ.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, по всем вопросам пишите на электронную почту указанную на странице обратной связи, чем смогу, помогу)
Удалить