Коррекционно - развивающие направление

Коррекционное направление работы представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Содержание коррекционной деятельности
Направление
Содержание коррекционной деятельности
Раздел 1.
Развитие произвольности психической деятельности
1.1. Игры на развитие внимания.
1.2. Включение элементов самоконтроля в процессы восприятия и двигательную деятельность.
1.3. Самоконтроль по данному алгоритму действий
1.4. Взаимоконтроль с опорой на инструкцию учителя.
Раздел 2. Развитие движений, различных видов праксиса

2.1. Произвольное  регулирование состояния мышечного тонуса.
2.2. Произвольное торможение действий (разноимённые движения).
2.3. Тренировка быстроты и точности движений, динамической координации и согласованности движений.
2.4. Формирование плавности, ритмичности, переключаемости движений.
2.5. Статическая координация движений (копирование поз ведущего, упражнения на равновесие).
2.6. Воспроизведение последовательности движений по показу, по памяти, по инструкции.
2.7. Сопряжённость движений и ритмичной речи.
2.8 Последовательные и совместные движения рук и ног, их чередование.
2.9. Удержание позы кистей рук и пальцев.
2.10. Глазодвигательные упражнения.
2.11. Изменение направления движения по речевому сигналу (ориентация в пространстве).
2.12. Пространственная организация движений (выполнение движений по условным обозначениям).
2.13. Движение с ориентировкой в помещении по инструкции педагога.
2.14. Обозначение словом направления движения.
2.15. Воспроизведение ряда движений по памяти.
2.16. Разные виды шнуровок.
2.17. Работа со средней мозаикой.
2.18. Складывание фигур, букв из палочек, полосок по образцу и по памяти.
Раздел 3. Развитие перцептивно-гностических функций.

3.1. Усвоение оттенков цветов, например: светло-зелёный, зелёный, тёмно-зелёный. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
3.2. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
3.4. Раскрашивание по данной инструкции.
3.5. Сравнение предметов по 2-4 признакам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
3.6. Группировка предметов по 1-2 признакам.
3.7. Составление сериационных рядов из 4-6 предметов по заданному признаку.
3.8. Составление описания по картинному плану.
3.9.  Вербальное описание предметов.
3.10. Рисование образов по слову. Упражнения «Ощупай и нарисуй».
3.11. Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам.
3.12. Определение эмоций по сюжетным картинкам. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
3.13. Узнать перечёркнутые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
3.14. Узнать наложенные контурные изображения.
3.15. Определить буквы, цифры, расположенные неправильно.
3.16. Добавить недостающий элемент букве, цифре.
3.17. Выделить фигуры, предметы, буквы, цифры, наложенные друг на друга.
3.18. Упражнения на тренировку зрительной памяти: «Чего не стало?», «Найди картинки», «Что изменилось?», «Восстанови последовательность».
3.19. Нахождение различий у двух предметных, сюжетных картинок (до 10 отличий).
3.20. Восприятие на слух с последующим воспроизведением рядов слов, предложений.
3. 21. Характеристика звуков по громкости, длительности, высоте.
3.22. Закрепление понятий о величине предметов, фактурных, температурных, тактильных и вкусовых качества. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия.

4.1. Выкладывание рядов из цветных полосок, деталей мозаики с различными чередованиями.
4.2. Штриховка справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
4.3. Складывание разрезных предметных, сюжетных картинок.
4.4. Рисование по образцу и речевой инструкции с пространственным расположением частей относительно друг друга.
4.5. Конструирование предметов с пространственным расположением частей относительно друг друга.
4.6. Графические диктанты.
4.7. Деление листа на глаз на две, четыре равные части.
4.8. Схематическое изображение предметов в классе.
Раздел 5. Развитие графо-моторных функций.

5.1. Рисование спиралей, ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.
5.2. Построение линий в разных направлениях с помощью линейки.
5.3. Нарисовать фигуру, предмет, букву, цифру, росчерк по образцу, по памяти.
5.4. Рисование бордюров, орнаментов по данному образцу, по памяти, продолжение рядов.
5.5. Безотрывное обведение сложных контуров, прохождение лабиринтов.
5.6. Штрихование.
5.7. Рисование фигур, предметов по данному образцу, представлению.
5.8. Дорисовывание контуров геометрических фигур, предметных изображений, сюжетных изображений.
5.9. Рисование геометрических фигур левой и правой рукой (межполушарное взаимодействие).
Раздел 6. Развитие временных представлений.

6.1. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
6.2. Закрепление представлений о частях суток, временах года, днях недели.
6.3.Закрепление последовательности частей суток, времён года: до, после, между.
6.4. Усвоение конструкций: после какого времени года (месяца) наступает, перед каким временем суток будет.
6.5. Месяцы каждого времени года. Количество месяцев в году.
6.6. Знакомство с циферблатом. Определение времени с точностью до часа, получаса.
6.7. Сравнение мер времени: сутки – час – полчаса.
Раздел 7. Развитие мышления

7.1. Формирование понятий: «столько же», «больше на», «меньше на».
7.2. Сравнение двух предметов по заданным свойствам с последующим выводом.
7.3. Анализ картинок со скрытым смыслом. Обнаружение «нелепостей» в картинках.
7.4. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; классификация предметов по цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д
7.5. Решение задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность».
7.7.Повторение цепочки действий. Определение последовательности действий по данной фразе.
7.8. Определение понятий.
Раздел 8. Развитие речевой деятельности

8.1. Ответы на вопросы по прочитанному вслух тексту учителем.
8.2. Пересказ по вопросам, по серии картинок услышанного.
8.3. Пересказ (рассказывание) с опорой на картинно-графический план.
8.4. Группы слов, относящихся к одной категории, к одной ситуации.
8.4. Невербальные компоненты коммуникации (драматизации историй.
Раздел 9.
Развитие математических представлений
9.1.Нумерация чисел 1-10. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Место числа в числовом ряду. Числовой ряд.
9.2. Счет предметов. Соотношение количества, числительного и цифры.
9.3. Нумерация чисел 11-20. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Место числа в числовом ряду. Числовой ряд. Десятичный состав чисел.
9.4. Нумерация чисел 21-100. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Место числа в числовом ряду. Числовой ряд. Десятичный состав чисел.
9.5. Количественные и порядковые числительные, их дифференциация. Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов.
9.2.Геометрический материал. Распознавание, называние геометрических фигур. Определение формы предметов путем соотнесения.
9.3. Арифметические действия. Сложение.
9.4. Арифметические действия. Вычитание.
9.5. Арифметические действия. Умножение и деление. Выполнение действий по таблице.
9.6. Решение простых задач на нахождение суммы и остатка.
9.7. Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
9.8. Решение составных задач.
9.9. Составление арифметических задач по предложенному сюжету.  Решение и ответ задач.
Раздел 10.
Развитие мнестических процессов
10.1. Перевод из тактильной в зрительную модальность.
10.2. Перевод из тактильной в слухоречевую модальность.
10.3. Перевод из зрительной в тактильную модальность.
10.4. Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность.
10.5. Перевод из слуховой в зрительную модальность.
10.6. Перевод из слуховой в тактильную модальность.
10.7. Коррекция процесса узнавания.
10.8.Механическое запоминание. Систематическое,  заучивание маленькими порциями.
10.9. Опосредованное запоминание. Использование промежуточного, или опосредующего звена (узелки, пиктограммы, рисунки и т. п.)
10.11. Воспроизведение (вспоминание, репродукция, экфорирование) - извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала.

Примерный перечень лексических тем для индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий
Лексическая тема

Времена года и временные представления.
1.       
Осень. Осенние признаки.
2.       
Зима. Зимние признаки.
3.       
Весна. Весенние признаки.
4.       
Лето. Признаки лета.
5.       
Части суток.
6.       
Дни недели.
7.       
Месяцы

Живая природа.
8.       
Домашние животные.
9.       
Дикие животные.
10.   
Звери.
11.   
Птицы.
12.   
Насекомые.
13.   
Рыбы.
14.   
Земноводные.

Неживая природа.
15.   
Овощи.
16.   
Фрукты.
17.   
Кустарники.
18.   
Деревья.
19.   
Ягоды.
20.   
Цветы.
21.   
Грибы.
22.   
Травы.
23.   
Орехи.

Окружающий природный и социальный мир и человек.
24.   
Явления природы.
25.   
Бытовые приборы.
26.   
Посуда.
27.   
Мебель.
28.   
Транспорт. Виды транспорта.
29.   
Одежда.
30.   
Обувь.
31.   
Головные уборы.
32.   
Школа. Школьные принадлежности.
33.   
Игрушки.
34.   
Профессии.
35.   
Человек. Части тела.
36.   
Семья.
37.   
Страны мира.


Выбор лексической темы зависит от индивидуальных потребностей обучающегося и программы учебного предмета предметной области «Естествознание» 1-7 классов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий